Топливный насос высокого давления это высоко технологичный механизм, входящий в состав топливной системы дизеля. Его основой являются прецизионные элементы: плунжерные пары и клапаны. Точность изготовления этих деталей необходима для того, чтобы обеспечить надёжную работу при минимальных зазорах. Зазор плунжер — втулка составляет прядка 1-3 мкм. Это нужно, для создания требуемого давления топлива. Иначе, оно просто не пройдёт через форсунку, и перетечёт в сливную магистраль. Мотор работать не будет.
Прочие механизмы насоса (топливная рейка, регулятор частоты оборотов, и тд.) также имеют высокий уровень сложности, точности сборки. Это накладывает на пользователя определённые требования, которые по объективным и субъективным причинам могут не выполняться.
К ним относятся:
- Заправка качественным топливом (на проверенных заправках). Повышенное содержание серы и парафина приводит к ускоренному износу плунжерных пар, не говоря уже о разбавлении солярки бензином — это просто губительно. Вода в топливе — причина коррозии и быстрого износа.
- Проведение регулярного технического обслуживания. Осмотр специалистом, смена фильтра(ов), промывка бака. Насосы некоторых автомобилей смазываются маслом. Его тоже нужно менять в соответствии с регламентом ТО конкретного автомобиля. Своевременное обращение в службу сервиса при обнаружении неисправности.
По каким причинам чаще всего выходит из строя ТНВД
- Основной причиной выхода из строя топливного насоса является обычный износ. При несоблюдении вышеуказанных мер этот износ становится ускоренным.
- Вторая причина это некачественная сборка на заводе или в сервисе. Грязь, попавшая при сборке может вызвать затруднённое перемещение плунжера во втулке, перегрев последнего, дальнейшее расширение, образование задира, и наконец заклинивание. При этом, если плунжер завис в верхнем положении, прекратится подача топлива, а если он остановится внизу, это грозит поломкой.
- Ещё одна причина ускоренного износа это перегрев топлива. После 70° C падает его смазывающие свойства. Это, конечно, тема для отдельной статьи.
Какие детали чаще всего выходят из строя в ТНВД
Чаще всего выходят из строя плунжерные пары, клапана, уплотнения (в частности сальник вала).
Возможности ремонта ТНВД как новыми запчастями так и б.у.
Ремонт тнвд осуществляется на специализированных предприятиях. Применение б.у. запчастей конечно возможно, но это должен решать специалист в каждом конкретном случае. Единственно, что можно сказать, это то,что перекомплектовывать плунжерные пары нельзя. Нельзя вынуть плунжер из одной втулки и поставить её в другую по следующим причинам: Все они разнятся по диаметру. Например, диаметр одного плунжера 9. 997 мм., а второго 10.006 мм. Втулки соответственно 10.0 и 10.009 мм. Поменяем их местами. Одна пара просто не соберётся, другая будет с недопустимым зазором. В обеих парах детали уже приработались, и после переустановки каждая из них может вызвать повреждение сопрягаемой. Подбираются пары индивидуально на заводе. В середине прошлого века плунжерные пары восстанавливали методом перекомплектовки, после предварительной механической обработки, но результат был незавидный (до 30% от ремфонда).
Настройка ТНВД
Настройка ТНВД производится на стенде.
Что необходимо предпринять для продления срока службы ТНВД
В заключение этой коротенькой статьи хочется сказать, что длительный ресурс ТНВД обеспечат:
- Своевременное обслуживание
- Серьёзный подход к выбору заправки
- Поддержание нормального теплового режима эксплуатации ТНВД.
- Заботливые руки специалистов.