Автомобильный генератор — один из важнейших агрегатов автомобиля, обеспечивающий электропитание всей бортовой сети автомобиля, поэтому выход генератора из строя является серьезной проблемой, требующей немедленного решения, особенно, если это произошло в дороге.
Генератор имеет достаточно простое устройство, а перечень его типичных неисправностей выглядит так:
- Сильный износ или повреждение приводного шкива;
- Сильный, вплоть до разрушения, износ подшипников и втулок ротора;
- Токосъемные кольца коллектора изношены или разрушены;
- Щеточный узел — износ;
- Короткое замыкание между кольцами коллектора;
- Пробой обмотки статора или ротора;
- Неисправен диодный мост;
- Неисправно реле-регулятор.
СодержаниеТипичные признаки неисправности генератора.
Лампа-индикатор разряда аккумулятора на приборной панели мигает или горит постоянно;
Аккумулятор имеет низкий уровень заряда, затрудняя запуск двигателя;
Аккумулятор имеет чрезмерный уровень заряда, сопровождается образованием характерного налета на клеммах батареи и окружающих деталях из-за выкипания электролита.
Еще одним явным признаком проблем с генератором является нестабильная работа осветительных приборов автомобиля, меняющих свою яркость в зависимости от режима работы двигателя. Механические неисправности генератора часто сопровождаются постороними звуками — хрустом, дребезгом, подвыванием растянутого ремня.
Самостоятельная диагностика без демонтажа.
Прежде всего, необходимо проверить самые легкодоступные из возможных причин несправности:
Предохранитель в цепи заряда АКБ;
Приводной ремень генератора.
При необходимости, нужно заменить сгоревший предохранитель или ремень, если на последнем обнаружен значительный износ, вплоть до трещин или расслоений. Довольно часто таких действий оказывается достаточно для восстановления работоспособности узла.
Типичная схема включения генератора на автомобилях ВАЗ классика
На заглушенном двигателе с помощью мультиметра определяется напряжение на клеммах АКБ. Нормой является показатель в пределах от 12.3 до 12.7 В. Показания 12В или ниже свидетельствуют о проблемах с зарядкой батареи.
Далее следует произвести повторные измерения, но уже на работающем и прогретом двигателе. Норма — 13.2 — 14.2 В. Если показания мультиметрта находятся ниже этих пределов — генератор не обеспечивает зарядку АКБ, выше — идет перезаряд, что говорит о неисправности реле-регулятора.
Проверка по узлам.
1. Механическая часть определяется визуально, так как состояние приводного шкива видно невооруженным взглядом. Дополнительно проверяется состояние подшипников и втулок — для этого следует вручную провернуть ротор и проверить его на люфт. Хруст, скрежет, значительное сопротивление провороту — все это говорит об износе механических частей генератора.
2. Проверка состояния щеток осуществляется также визульно, предварительно необходимо снять щеточный узел с генератора.
3. Заодно производится визуальный осмотр степени износа токосъемных колец. Кстати, одним из характерных признаков износа этой детали является искрение при работе генератора.
4. Необходимо провести общую проверку диодного моста, поскольку детальная его проверка без снятия генератора невозможна. Процедура следующая:
Демонтируется щеточный узел. По ходу предыдщуих проверок он и так уже снят.
Мультиметром измеряется сопротивление между клеммой В+ (30) и корпусом. На приборе необходимо выставить предел измерений установить в 1 кОм, плюсовой контакт мультиметра поместить на клемму. При исправном узле мультиметр зашкалит, если же прибор показал низкое сопротивление — произошел пробой стойки моста, что является довльно частой неисправностью.