Проверить аккумулятор на предмет его работоспособности может каждый автолюбитель, причем своими силами. Для этого необходимо обладать самыми минимальными познаниями в электротехнике и несколькими приборами, позволить которые может себе любой автомобилист.
Проблемы с аккумуляторной батареей, как правило, возникают в холодное время года, так как низкие температуры увеличивают нагрузку на него, либо после нескольких лет эксплуатации. При покупке автомобиля с рук также следует проверить установленный на нем аккумулятор.
Для осуществления проверки потребуются мультиметр, ареометр и нагрузочная вилка. Прежде всего, батарею необходимо снять с автомобиля и оценить внешний вид на предмет грязи, потеков электролита, а также механических повреждений корпуса. По окончании всех проверок, загрязнения следует удалить.
Проверка мультиметром.
Мультиметр — крайне полезный прибор, пользующийся заслуженной популярностью, который следует иметь в хозяйстве каждому автолюбителю. С помощью него можно проверить батарею на уровень заряда, а также на предмет утечек тока.
Проверка на утечку тока: включите прибор в режим вольтметра на постоянное напряжение 20 В, плюсовой щуп поместите на плюсовую же клемму АКБ, а минусовым медленно проведите по загрязнениям и потекам на корпусе батареи. При наличии утечки тока, прибор покажет наличие напряжения в этих местах.
Проверка на уровень разряда: в том же режиме мультиметра просто измерьте напряжение на выводах батареи. Нормальное напряжение полностью заряженной АКБ без нагрузки составляет 12.7 В. Если этот показатель ниже, значит, уровень заряда батареи, по какой-то причине, неполный. Более того, если прибор показывает значение менее 11.9 В, это означает, что уровень заряда аккумулятора недостаточен даже для запуска двигателя.
Проверка ареометром и мерной трубкой.
Следующей стадией проверки аккумулятора является измерение уровня электролита в нем, а также его плотности.
Измерение уровня осуществляется в каждой банке с помощью стеклянной мерной трубки. Трубка опускается до упора, после чего заткните верхнее отверстие трубки пальцем и вытащите ее. Внутри трубки останется электролит, нормальным уровнем считается показатель в пределах 10-15мм, сам электролит должен быть прозрачным. При сниженном уровне электролита, долейте в нужную банку АКБ дистиллированной воды. Повторите процедуру на каждой банке.
Измерение плотности также необходимо проводить на каждой банке. Опустите патрубок ареометра в банку до упора, после чего нажимайте на грушу до всплытия поплавка. Деления на поплавке укажут плотность находящегося в колбе электролита. Нормальной считается плотность 1.27 г/см3. Чем меньше плотность, тем ниже уровень заряда.
Проверка нагрузочной вилкой.
Такой способ проверки позволяет наиболее точно определить работоспособность АКБ под нагрузкой.
Перед проведением проверки под нагрузкой, убедитесь, с помощью первых двух методов, что батарея полностью заряжена, а плотность электролита в нем соответствует норме. Затем проведите замеры под нагрузкой с помощью нагрузочной вилки. Показания вольтметра считываются на пятой секунде нагрузки, и при значении 10.2 В или более заряд батареи является полным, а ее работоспособность — максимальной. Показания менее 7.8 В свидетельствуют о том, что батарея “дохлая”.